Организация учебного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

1. Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования «Международный славянский институт» и его филиалы (далее именуется Институт) обеспечивают проведение вступительных испытаний для поступающих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов (далее вместе - поступающие с ограниченными возможностями здоровья) с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальные особенности).

2. В Институте должны быть созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов; при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже здания).

3. Вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья в Институте проводятся в отдельной аудитории.

Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать: при сдаче вступительного испытания в письменной форме - 12 человек; при сдаче вступительного испытания в устной форме - 6 человек.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателями, проводящими вступительное испытание).

4. Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению Института, но не более чем на 1,5 часа.

5. Поступающим с ограниченными возможностями здоровья в Институт предоставляется в доступной для них форме информация о порядке проведения вступительных испытаний.

6. Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.

7. При проведении вступительных испытаний Институтом обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

а) для слепых:

  • задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;
  • письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту;
  • поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих:

  • обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
  • поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств;
  • задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;

в) для глухих и слабослышащих обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

г) для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);

д) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру - по решению организации);

е) для лиц с нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:

  • письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
  • вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру - по решению организации).

8. Условия, указанные в пунктах 2-7 настоящего Положения, предоставляются поступающим в Институт на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.

9. Институт может проводить для поступающих с ограниченными возможностями здоровья вступительные испытания с использованием дистанционных технологий.

БИШКЕКСКИЙ  ФИЛИАЛ

образовательной автономной некоммерческой  организации

высшего  образования

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом БФ МСИ

20 августа 2015 г., протокол № 1

 

 

Особенности проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата и программам специалитета для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Бишкекском филиале образовательной автономной некоммерческой  организации высшего  образования «Международный славянский институт»

 

 

 

    Настоящее положение разработано на основании приказа Минобрнауки РФ от 29 июня 2015 г. № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июля 2015 г. Регистрационный N 38132).

     1.  Для обучающихся из  числа  инвалидов  государственная   итоговая аттестация  в БФ МСИ проводится   с   учетом       особенностей их психофизического развития, их индивидуальных  возможностей  и   состояния здоровья (далее - индивидуальные особенности).

     2.   При   проведении   государственной   итоговой       аттестации обеспечивается соблюдение следующих общих требований:

     - проведение государственной итоговой аттестации для инвалидов в одной аудитории совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для обучающихся при прохождении государственной итоговой аттестации;

     - присутствие  в  аудитории  ассистента  (ассистентов),   оказывающего обучающимся  инвалидам  необходимую  техническую  помощь  с     учетом их

индивидуальных  особенностей  (занять  рабочее  место,     передвигаться, прочитать  и  оформить  задание,  общаться  с  членами    государственной экзаменационной комиссии);

     - пользование  необходимыми   обучающимся   инвалидам     техническими

средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с   учетом

их индивидуальных особенностей;

     - обеспечение  возможности  беспрепятственного  доступа    обучающихся инвалидов  в  аудитории,  туалетные  и  другие  помещения,  а    также их пребывания  в  указанных  помещениях   (наличие   пандусов,     поручней, расширенных дверных проемов, аудитория должна располагаться на первом этаже из-за отсутствия лифта, наличие специальных кресел и других приспособлений).

     3.  Все  локальные  нормативные  акты  БФ МСИ  по     вопросам проведения государственной итоговой  аттестации  доводятся  до   сведения обучающихся инвалидов в доступной для них форме.

     4. По письменному заявлению обучающегося инвалида продолжительность сдачи обучающимся инвалидом государственного  аттестационного   испытания может быть увеличена по отношению к установленной продолжительности   его сдачи:

     - продолжительность сдачи государственного  экзамена,  проводимого  в письменной форме, - не более чем на 90 минут;

     - продолжительность   подготовки   обучающегося   к       ответу    на государственном экзамене, проводимом в устной форме, - не более чем на 20 минут;

     - продолжительность выступления  обучающегося  при  защите   выпускной

квалификационной работы - не более чем на 15 минут.

     5. В зависимости  от  индивидуальных  особенностей    обучающихся с ограниченными возможностями здоровья БФ МСИ обеспечивает выполнение следующих требований  при  проведении  государственного   аттестационного испытания:

     а) для слепых:

     - задания и иные материалы для сдачи государственного аттестационного испытания  оформляются  рельефно-точечным  шрифтом  Брайля  или    в виде электронного   документа,   доступного   с   помощью        компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;

     - письменные   задания   выполняются   обучающимися       на    бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, либо надиктовываются ассистенту;

     - при необходимости обучающимся предоставляется  комплект   письменных

принадлежностей и бумага для письма  рельефно-точечным  шрифтом   Брайля,

компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

     б) для слабовидящих:

     - задания и иные материалы для сдачи государственного аттестационного испытания оформляются увеличенным шрифтом;

     - обеспечивается индивидуальное равномерное освещение  не  менее   300 люкс;

     - при  необходимости   обучающимся   предоставляется     увеличивающее устройство, допускается использование увеличивающих устройств, имеющихся

у обучающихся;

     в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи:

     - обеспечивается наличие  звукоусиливающей  аппаратуры   коллективного пользования,    при    необходимости    обучающимся       предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

     - по их желанию государственные аттестационные испытания проводятся в письменной форме;

     г) для лиц с нарушениями  опорно-двигательного  аппарата   (тяжелыми нарушениями двигательных функций  верхних  конечностей  или   отсутствием верхних конечностей):

     - письменные  задания  выполняются  обучающимися  на     компьютере со специализированным   программным   обеспечением   или     надиктовываются ассистенту;

     - по их желанию государственные аттестационные испытания проводятся в устной форме.

     6. Обучающийся инвалид не  позднее,  чем  за  3  месяца  до   начала проведения  государственной  итоговой  аттестации   подает     письменное заявление о необходимости создания  для  него  специальных  условий  при проведении  государственных  аттестационных   испытаний   с     указанием особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее -  индивидуальные  особенности).  К   заявлению прилагаются   документы,   подтверждающие   наличие   у      обучающегося индивидуальных  особенностей  (при  отсутствии  указанных    документов в БФ МСИ).

     В заявлении  обучающийся  указывает  на  необходимость   (отсутствие необходимости) присутствия ассистента на государственном   аттестационном испытании,   необходимость   (отсутствие   необходимости)      увеличения продолжительности сдачи государственного  аттестационного  испытания   по отношению к установленной продолжительности (для каждого государственного аттестационного испытания).

Выписка из «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным   программам бакалавриата и специалитета в Бишкекском филиале АНОО ВПО «Международный славянский институт», утвержденного ректором ОАНО ВО МСИ 15.09.2014 г.
 
Раздел IV. Особенности организации образовательного процесса по образовательным
программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 
 
     61. Содержание высшего образования по образовательным программам   и условия организации обучения  студентов с  ограниченными   возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой,  а   для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой   реабилитации инвалида. Обучение  студентов  с  ограниченными   возможностями     здоровья осуществляется на основе образовательных  программ,  адаптированных   при необходимости для обучения указанных студентов.
     62. Обучение по образовательным программам инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья осуществляется БФ МСИ с учетом особенностей психофизического развития,  индивидуальных  возможностей  и состояния здоровья таких студентов.
     63. БФ МСИ  создаются  специальные  условия  для  получения  высшего     образования по образовательным программам студентами  с  ограниченными   возможностями здоровья. Под специальными условиями для  получения  высшего  образования  по образовательным программам студентами  с  ограниченными   возможностями здоровья понимаются условия обучения таких студентов, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения   и воспитания,  специальных  учебников,  учебных  пособий  и   дидактических материалов, специальных технических  средств  обучения    коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего  студентам  необходимую  техническую  помощь,   проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания    и  другие  условия,  без  которых     невозможно или затруднено освоение образовательных программ студентами с ограниченными возможностями здоровья.
     64.  В  целях  доступности  получения   высшего       образования по образовательным  программам  инвалидами  и   лицами   с     ограниченными возможностями здоровья БФ МСИ обеспечивается: 1) для инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями  здоровья   по зрению: наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети "Интернет" для слабовидящих; размещение в доступных  для  обучающихся,  являющихся  слепыми  или слабовидящими, местах и в  адаптированной  форме  (с  учетом  их   особых потребностей)  справочной  информации  о  расписании  учебных     занятий (информация должна быть выполнена крупным  рельефно-контрастным   шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля); присутствие  ассистента,  оказывающего  студенту     необходимую помощь; обеспечение выпуска  альтернативных  форматов  печатных   материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); обеспечение доступа студента, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию БФ МСИ; 2) для инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями  здоровья   по слуху: дублирование звуковой справочной информации  о  расписании   учебных занятий  визуальной  (установка  мониторов  с  возможностью    трансляции субтитров (мониторы, их размеры и  количество  необходимо    определять с учетом размеров помещения); обеспечение  надлежащими  звуковыми   средствами     воспроизведения информации; 3) для инвалидов и  лиц  с  ограниченными  возможностями   здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия  должны  обеспечивать  возможность  беспрепятственного    доступа студентов в учебные помещения, столовые, туалетные и другие   помещения БФ МСИ, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней,  расширенных  дверных  проемов,  лифтов,  локальное   понижение стоек-барьеров; наличие специальных кресел и других приспособлений).
     65. Образование студентов с ограниченными возможностями   здоровья может быть организовано как совместно с другими студентами,  так  и  в отдельных группах или в отдельных организациях.
     66. При получении высшего образования по образовательным программам студентами  с  ограниченными  возможностями  здоровья    предоставляются бесплатно  специальные  учебники  и  учебные  пособия,   иная   учебная литература, а  также услуги сурдопереводчиков  и тифлосурдопереводчиков.

БИШКЕКСКИЙ  ФИЛИАЛ

автономной некоммерческой образовательной организации

высшего профессионального образования              

                «МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом БФ МСИ

26 января 2015 г.

протокол №  6

 

 

Инструкция

по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Бишкекском филиале АНОО ВПО «Международный славянский институт»

 

    Настоящая инструкция разработана в соответствии с  Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ  и "Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса", утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн.

 

1. Организационная деятельность

 

         1.1. Деятельность БФ МСИ по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентируется документами локального характера: Положением о службе инклюзивного образования, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным   программам бакалавриата и специалитета в Бишкекском филиале АНОО ВПО «Международный славянский институт» (раздел «Особенности организации образовательного процесса по образовательным программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»), утв. ректором АНОО ВПО «Международный славянский институт» 15.09.2014  и настоящей инструкцией. Вносятся дополнения в Положение о Бишкекском филиале АНОО ВПО «Международный славянский институт» (далее БФ МСИ),  другие документы, учитывающие условия инклюзивного обучения.

1.2. Создание нового структурного подразделения - Службы инклюзивного образования (далее СИО), ответственного за обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Основной целью деятельности СИО является создание условий по обеспечению инклюзивного обучения инвалидов по программам высшего образования.

В задачи СИО входит довузовская подготовка и профориентационная работа с абитуриентами-инвалидами, сопровождение инклюзивного обучения студентов-инвалидов, решение вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения, программ дистанционного обучения инвалидов, социокультурной реабилитации, содействия трудоустройству выпускников-инвалидов, создания безбарьерной архитектурной среды.

1.3. Ведение специализированного учета инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на этапах их поступления, обучения, трудоустройства.

В целях обеспечения специальных условий обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в БФ МСИ с письменного согласия этих лиц необходимо иметь сведения о состоянии здоровья, рекомендации медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.

1.4. Размещение информации о наличии условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте БФ МСИ.

На сайте БФ МСИ создать специальный раздел, отражающий наличие условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, содержащий адаптированные для инвалидов программы подготовки с учетом различных нозологий, виды и формы сопровождения обучения, наличие специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий, наличие безбарьерной среды и прочее.

2. Кадровое обеспечение

 

2.1. Введение в штат БФ МСИ должности тьютора, специального психолога, социального педагога, специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов и других необходимых специалистов с целью комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Тьютор организует процесс индивидуального обучения инвалида; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве. Совместно с обучающимся-инвалидом распределяет и оценивает имеющиеся ресурсы всех видов для реализации поставленных целей. Тьютор также выполняет посреднические функции между студентом-инвалидом и преподавателями с целью организации консультаций или дополнительной помощи преподавателей в освоении учебных дисциплин.

Работа специального психолога с инвалидами в БФ МСИ заключается в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищенности абитуриентов и студентов-инвалидов, поддержке и укреплении их психического здоровья.

Социальный педагог осуществляет контроль за соблюдением прав обучающихся, выявляет потребности студента-инвалида и его семьи в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации и социализации.

Специалист по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов обеспечивает использование в образовательном процессе современных технических и программных средств обучения, содействующих в обеспечении студентов-инвалидов дополнительными способами передачи, освоения и воспроизводства учебной информации, помогает использовать эти средства педагогам и обучаемым, занимается разработкой и внедрением специальных методик, информационных технологий и дистанционных методов обучения.

2.2. Дополнительная подготовка преподавателей с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологий.

Педагогические кадры должны быть ознакомлены с психолого-физиологическими особенностями обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и учитывать их при организации образовательного процесса. С этой целью в программы втутривузовского повышения квалификации  педагогических кадров БФ МСИ  включается блок дисциплин по осуществлению инклюзивного образовательного процесса

2.3. Введение в штат БФ МСИ при необходимости должностей сурдопедагога, сурдопереводчика для обеспечения образовательного процесса студентов с нарушением слуха; тифлопедагога для обеспечения образовательного процесса студентов с нарушением зрения.

Сурдопедагог  - специалист по обучению и развитию лиц с нарушениями органа слуха, осуществляет деятельность по сопровождению их процесса обучения в БФ МСИ.

Главная задача сурдопереводчика - способствовать полноценному участию глухих и слабослышащих студентов в учебной и внеучебной жизни БФ МСИ. Сурдопереводчик гарантирует студентам равный доступ к информации во время занятий.

Тифлопедагог способствует развитию компенсаторных возможностей зрительного восприятия студентов с нарушениями зрения и оказывает помощь в овладении специальными тифлотехническими средствами.

 

3. Работа с абитуриентами-инвалидами

и абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья

 

3.1. Организация в БФ МСИ системы довузовской подготовки абитуриентов-инвалидов.

Наиболее эффективным является реализация специальных дополнительных образовательно-реабилитационных программ для абитуриентов-инвалидов, организуемая на базе БФ МСИ. Необходимо включение в образовательно-реабилитационную программу двух групп дисциплин: дисциплины предметной подготовки, необходимые для сдачи вступительных испытаний, и адаптационные дисциплины, ориентированные на дальнейшее инклюзивное обучение. Руководителям учебных структурных подразделений БФ МСИ рассмотреть возможность организации довузовской подготовки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе общеобразовательных организаций, а также с использованием дистанционных образовательных технологий.

3.2. Организация профориентационной работы с абитуриентами-инвалидами.

Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов в БФ МСИ способствует их осознанному и адекватному профессиональному самоопределению. Профессиональной ориентации инвалидов присущи особые черты, связанные с необходимостью диагностирования особенностей здоровья и психики инвалидов, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их реабилитации и компенсации.

Особое значение при профориентации имеет подбор одной или нескольких профессий или специальностей, доступных инвалиду в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями.

Основными формами профориентационной работы являются профориентационная дополнительная образовательная программа БФ МСИ, профориентационное тестирование, дни открытых дверей, консультации для инвалидов и родителей по вопросам приема и обучения, участие в вузовских олимпиадах школьников, рекламно-информационные материалы для инвалидов, взаимодействие со специальными (коррекционными) образовательными организациями.

3.3. Сопровождение вступительных испытаний в БФ МСИ для абитуриентов-инвалидов.

При поступлении в БФ МСИ абитуриенты-инвалиды, не имеющие результатов Единого государственного экзамена, могут самостоятельно выбирать, сдавать ли им вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно, или Единый государственный экзамен в дополнительные сроки. При выборе абитуриентом-инвалидом вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, БФ МСИ создаются специальные условия, включающие в себя возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), возможность использовать технические средства, помощь ассистента, а также увеличение продолжительности вступительных испытаний.

 

4. Доступность зданий БФ МСИ и безопасного в них нахождения

 

Создание безбарьерной среды в БФ МСИ учитывает потребности следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- с нарушениями зрения;

- с нарушениями слуха;

- с ограничением двигательных функций.

4.1. Обеспечение доступности прилегающей к учебному корпусу БФ МСИ, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нозологий.

Территория БФ МСИ должна соответствовать условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных студентов, обеспечения доступа к зданиям и сооружениям, расположенным на нем. Требуется обеспечить доступность путей движения, наличие средств информационно-навигационной поддержки, дублирование лестниц пандусами или подъемными устройствами, оборудование лестниц и пандусов поручнями, контрастная окраска дверей и лестниц, выделение мест для парковки автотранспортных средств инвалидов.

В зданиях, предназначенных для реализации программ подготовки инвалидов, требуется обеспечить как минимум один вход, доступный для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Помещения, где могут находиться люди на креслах-колясках, следует размещать на уровне доступного входа. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для людей с ограниченными возможностями или лифты.

Комплексная информационная система для ориентации и навигации инвалидов в архитектурном пространстве БФ МСИ должна включать визуальную, звуковую и тактильную информацию.

4.2. Наличие специальных мест в аудиториях для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В каждом учебном помещении (в лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий, учебных мастерских, библиотеке и пр.) необходимо предусматривать возможность оборудования по 1 - 2 места для студентов-инвалидов по каждому виду нарушений здоровья - опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения.

Оборудование специальных учебных мест предполагает увеличение размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширины прохода между рядами столов, замену двухместных столов на одноместные.

В общем случае в стандартной аудитории необходимо первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотреть для обучаемых с нарушениями зрения и слуха, а для обучаемых, передвигающихся в кресле-коляске, - выделить 1 - 2 первых стола в ряду у дверного проема.

4.3. Наличие оборудованных санитарно-гигиенических помещений для студентов различных нозологий.

На каждом этаже необходимо обустройство минимум одной туалетной кабины, доступной для маломобильных студентов. В универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями студентов с ограниченными возможностями, следует предусматривать возможность установки откидных опорных поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.

4.4. Наличие системы сигнализации и оповещения для студентов различных нозологий.

Проектные решения зданий  должны обеспечивать безопасность маломобильных студентов в соответствии с требованиями СНиП 21-01 и ГОСТ 12.1.004, с учетом мобильности инвалидов различных категорий, их численности и места нахождения в здании.

Особое внимание необходимо уделить обеспечению визуальной, звуковой и тактильной информацией для сигнализации об опасности и других важных мероприятиях.

Пути движении к помещениям, зонам и местам обслуживания внутри здания следует проектировать в соответствии с нормативными требованиями к путям эвакуации людей из здания.

 

5. Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

 

5.1. Наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями слуха.

Для слабослышащих студентов использование сурдотехнических средств является средством оптимизации учебного процесса, средством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции.

Технологии беспроводной передачи звука (FM-системы) являются эффективным средством для улучшения разборчивости речи в условиях профессионального обучения.

Учебная аудитория, в которой обучаются студенты с нарушением слуха, должна быть оборудована радиоклассом, компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской, документ-камерой, мультимедийной системой. Особую роль в обучении слабослышащих также играют видеоматериалы.

5.2. Наличие брайлевской компьютерной техники, электронных луп, видеоувеличителей, программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями зрения.

Компьютерные тифлотехнологии базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих преобразование компьютерной информации в доступные для незрячих и слабовидящих формы (звуковое воспроизведение, рельефно-точечный или укрупненный текст), и позволяют им самостоятельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения.

Тифлотехнические средства, используемые в учебном процессе студентов с нарушениями зрения, условно делятся на две группы: средства для усиления остаточного зрения и средства преобразования визуальной информации в аудио и тактильные сигналы.

Для слабовидящих студентов в лекционных и учебных аудиториях необходимо предусмотреть возможность просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране) при помощи видеоувеличителей для удаленного просмотра.

5.3. Наличие компьютерной техники, адаптированной для инвалидов со специальным программным обеспечением, альтернативных устройств ввода информации и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо использование альтернативных устройств ввода информации.

Рекомендуется использовать специальные возможности операционной системы Windows, таких как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши.

 

6. Адаптация

образовательных программ и учебно-методического обеспечения

образовательного процесса для инвалидов и лиц

с ограниченными возможностями здоровья

 

6.1. Включение в вариативную часть образовательной программы специализированных адаптационных дисциплин (модулей).

Введение специализированных адаптационных дисциплин (модулей) в основные образовательные программы предназначено для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации на этапе высшего образования.

БФ МСИ обеспечивает обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность освоения специализированных адаптационных дисциплин по выбору, включаемых в вариативную часть основной образовательной программы. Это дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессионализирующего профиля, а также для коррекции коммуникативных умений, в том числе путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Набор этих специфических дисциплин кафедры БФ МСИ определяют самостоятельно, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

6.2. Выбор методов обучения, исходя из их доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Выбор методов обучения определяется содержанием обучения, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия учебной информации студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья и т.д. В образовательном процессе  используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.

6.3. Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Студенты с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от остальных студентов, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала. Подбор и разработка учебных материалов  производятся с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения - аудиально (например, с использованием программ-синтезаторов речи) или с помощью тифлоинформационных устройств.

6.4. Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом требований их доступности для данных обучающихся.

При определении мест учебной и производственной практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практик создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых студентом-инвалидом трудовых функций.

6.5. Проведение текущей и итоговой аттестации с учетом особенностей нозологий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся кафедры БФ МСИ создают фонды оценочных средств, адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости студенту-инвалиду предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

6.6. Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающиеся инвалиды, как и все остальные студенты, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Срок получения высшего образования при обучении по индивидуальному учебному плану для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год (для магистрантов - на полгода).

При составлении индивидуального графика обучения необходимо предусмотреть различные варианты проведения занятий: в академической группе и индивидуально, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

6.7. Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их закреплению на рабочих местах.

Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников-инвалидов  осуществляются во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями.

Основными формами содействия трудоустройству выпускников-инвалидов являются презентации и встречи работодателей со студентами-инвалидами старших курсов, индивидуальные консультации студентов и выпускников по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги. Эффективным является трудоустройство на квотируемые и специально оборудованные для инвалидов рабочие места.

В программах подготовки в рамках адаптационных дисциплин необходимо предусматривать подготовку выпускников-инвалидов к трудоустройству, к следующему этапу социализации, связанному непосредственно с полноценным раскрытием и применением на практике полученных во время учебы компетенций.

 

7. Организация образовательного

процесса с применением электронного обучения

и дистанционных образовательных технологий

 

7.1. Использование технологических средств электронного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нозологий.

При разработке образовательных сайтов необходимо ориентироваться на то, чтобы и интерфейс, и контент с самого начала отвечали потребностям наибольшего числа обучаемых, т.е. обладали универсальным дизайном.

Вся образовательная информация, представленная на сайте дистанционного обучения, должна соответствовать стандарту обеспечения доступности web-контента (WebContentAccessibility). Необходимо сделать веб-контент доступным для широкого круга пользователей с ограниченными возможностями здоровья, такими как нарушение зрения (слепых и слабовидящих), нарушение слуха (глухих и слабослышащих), нарушение опорно-двигательной системы, нарушение речи, нарушение ментальной сферы, а также различные комбинации множественных и сочетанных нарушений.

7.2. Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учебно-методическими ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Подбор и разработка учебных материалов должны производиться с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения - аудиально.

Необходимо создавать текстовую версию любого нетекстового контента для его возможного преобразования в альтернативные формы, удобные для различных пользователей, альтернативную версию медиаконтентов, создавать контент, который можно представить в различных видах без потери данных или структуры, предусмотреть возможность масштабирования текста и изображений без потери качества, предусмотреть доступность управления контентом с клавиатуры.

7.3. Обеспечение сочетания on-line и off-line технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий.

Основной формой в дистанционном обучении является индивидуальная форма обучения. Главным достоинством индивидуального обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности инвалида, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность студента-инвалида, так и в деятельность преподавателя. Дистанционное обучение также должно обеспечивать возможности коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничество в процессе познавательной деятельности. Важно проводить учебные мероприятия, способствующие сплочению группы, направленные на совместную работу, обсуждение, принятие группового решения.

Эффективной формой проведения онлайн-занятий являются вебинары, которые могут быть использованы для проведения виртуальных лекций с возможностью взаимодействия всех участников дистанционного обучения, проведения семинаров, выступления с докладами и защиты выполненных работ, проведения тренингов, организации коллективной работы.

 

8. Комплексное сопровождение

образовательного процесса и здоровьесбережение

 

8.1. Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.

Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами.

Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы студента-инвалида в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения. Организационно-педагогическое сопровождение может включать: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов; контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия преподаватель - студент-инвалид в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям студентов-инвалидов, коррекцию ситуаций затруднений; инструктажи и семинары для преподавателей, методистов и т.д.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для студентов-инвалидов, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности студента-инвалида, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений.

Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния студентов-инвалидов, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе.

Социальное сопровождение - это совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку инвалидов при их инклюзивном обучении, включая содействие в решении бытовых проблем, проблем проживания, выделения материальной помощи.

8.2. Установление  особого порядка освоения дисциплины "физическая культура".

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья БФ МСИ устанавливает особый порядок освоения указанной дисциплины на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Это могут быть подвижные занятия адаптивной физкультурой в  спортивном зале или на открытом воздухе, которые проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку. Для студентов с ограничениями передвижения это  занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта. В учебный план включается некоторое количество часов, посвященных поддержанию здоровья и здорового образа жизни.

8.3. Оснащение БФ МСИ оборудованием, адаптированным для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий.

Для полноценного занятия инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья физической культурой необходима модернизация физкультурно-спортивной базы БФ МСИ: оборудование площадок (в помещениях и на открытом воздухе) специализированными тренажерами, установка тренажеров общеукрепляющей направленности и фитнес-тренажеров в существующих спортивных залах. Все спортивное оборудование должно отвечать требованиям доступности, надежности, прочности, удобства. Необходимо также создание безбарьерной среды в существующих спортивных комплексах.

8.4. Создание  толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи студентам-инвалидам.

БФ МСИ  создает в своем коллективе профессиональную и социокультурную толерантную среду, необходимую для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов  внедряется такая форма сопровождения, как волонтерское движение среди студенчества. Волонтерское движение не только способствует социализации инвалидов, но и продвигает остальную часть студентов навстречу им, развивает процессы интеграции в молодежной среде, что обязательно проявится с положительной стороны и в будущем в общественной жизни.

8.5. Наличие договора с районной ЦМС.

ЦСМ оказывает первую медицинскую помощь; оказывает врачебную помощь при травмах, острых и хронических заболеваниях; осуществляет лечебные, профилактические и реабилитационные мероприятия (в том числе организацию динамического наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями, длительно и часто болеющими); пропаганду гигиенических знаний и здорового образа жизни среди студентов в виде лекций и бесед, наглядной агитации.